1. По характеру деятельности учащихся в процессе усвоения материала современной дидактики выделяется пять методов обучения: - объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептурный; - репродуктивный; - метод проблемного изложения; - частично-поисковый, или эвристический; - исследовательский. Какие из этих методов наиболее часто используются на уроках русского языка? 2. Определите место объяснительно-иллюстративного метода в занятиях по русскому языку, его обучающие возможности. Укажите пути повышения обучающих и развивающих возможностей этого метода. Сопоставьте объяснительно-иллюстративный метод обучения и частично-поисковый, отметьте достоинства того и другого метода. 3. Укажите место репродуктивного метода в занятиях по русскому языку, охарактеризуйте его обучающие возможности. Прочитайте разделы учебника ,,Имя существительное"(5 кл.), ,,Наречие" (7 кл.), ,,Однородные члены предложения" (8 кл) и определите, какие упражнения носят репродуктивный характер (выполняются учащимися по образцу), какие продуктивный характер; их выполнение связано с решением задач поискового содержания (умение сопоставить изучаемые явления, применять знания в новых ситуациях, обобщать и систематизировать языковые факты). 4. Какой метод - объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или исследовательский - более оправдан при объяснении материала по темам: - двойная роль букв е, ё, ю, я (5 кл.); - понятие о местоимении как части речи (6 кл); - правописание союзов также, тоже (7 кл.); - понятие о вводных словах (8 кл.). 5. Метод реализуется с помощью разных приёмов. Проследите использование метода наглядности при изучении разных разделов русского языка. - рассмотрите рисунки в учебнике для 5-6 кл. и объясните, с какой целью используется рисунок, во всех ли случаях можно оправдать использование рисунков при объяснении нового материала, при выполнении упражнений; - рассмотрите таблицы в учебнике для 5-6 кл., выясните различие таблиц по характеру обобщения материала и определите их в учебном процессе; - проследите использование графических схем при изучении разных разделов русского языка, выясните роль графических схем в усвоении материала. Вопрсы для повторения. 1. Назовите основания, по которым классифицируются методы обучения. 2. Назовите методы обучения по источнику получения знаний. 3. Расскажите о роли и месте слова учителя на уроках русского языка. 4. Укажите отличие беседы от слова учителя как способа объяснения нового материала. Обратите внимание на возможности их использования, а также активацию познавательной деятельности учащихся. 5. Назовите методы обучения по характеру познавательской деятельности школьников при изучении русского языка. 6. Назовите виды анализа языка как метода обучения русскому языку. ---------------------------------------------------------------------------------------
|