Воскресенье, 15.06.2025, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Русский язык и литература.

//jirnovea.ucoz.ru/panel/?a=load //jirnovea.ucoz.ru/panel/?a=publ

Статьи.

Главная » Статьи » Мои статьи

Наглядные пособия.


    На уроках русского языка чаще всего используются графические наглядные пособия (таблицы, схемы) и реже изобразительные (картины, рисунки и др.)

I. Таблицы, рисунки и картины.

     Назначение таблиц по русскому языку облегчить при усвоении грамматических понятий и фактов процесс обобщения, отвлечения от конкретных фактов, процесс абстрагирования. Грамматическая абстракция имеет свои особенности. Если каждое слово есть отвлечение от чувственно воспринимаемых предметов и явлений и их обобщение, то грамматические категории языка (части речи, падеж, род, число, время глагола и т. п.) и соответствующие им грамматические понятия представляют собой абстракцию ещё более сложного вида, своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщёнными значениями слов и предложений живой речи.

- В учебнике русского языка V кл. используются рисунки при объяснении нового материала и при его закреплении. Например, к упражнению, в котором требуются выделить звуки в словах, вместо слов даны рисунки, изображающие  дом, дым, рама, мак.  Насколько оправданы рисунки?

- Для составления примеров (слов, предложений), необходимых для объяснения нового материала, иногда рекомендуется использовать репродукции картин. Например. По репродукции картины И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" некоторые учителя проводят беседу с целью набора прилагательных для объяснения употребления в них н и нн (предутренний, туманный и др.).

- По содержанию таблицы могут быть фонетическими, орфоэпическими, орфографическими, грамматическими, пунктуационными и др.; по назначению - облегчающими усвоение нового материала, обобщающе-повторительными, справочными; по способу выполнения - текстуальными и графическими; по тому, меняется ли таблица в процессе работы над ней, -статичными и динамическими. Найдите примеры таких таблиц в учебнике.

- При проэктировании таблиц особые требования предъявляются к подбору примеров. Они должны быть ясными по содержанию и не должны включать другие языковые факты, которые могут отвлечь учащихся при проведении наблюдений по изучаемой теме. Языковые факты в примерах должны быть убедительными и легко выделяться. Подберите примеры таких таблиц.

II. Графические схемы.

     Абстрактный характер языковых обобщений и фактов, их структура хорошо раскрывается графическими схемами: "Символические линии и квадратики, связанные друг с другом штрихами, дают лучшее представление систем, которые они символизируют, чем какие-либо языковые описания". (Георг Клаус). В процессе обучения русскому языку широко используются графические схемы при анализе слова по составу, структуры словосочетания, предложения, при работе над правилами, особенно пунктуационными.

1. К графическим схемам предъявляются следующие требования: Графические изображения должны быть однозначными. Нельзя допускать, чтобы одним и тем же символом обозначались разные понятия. Например, в графических схемах сложного предложения надо показывать простое предложение как его структурный элемент и зависимость или независимость простых предложений. Совмещать эти факты в одном обозначении нецелесообразно. Такое совмещение затруднит составление графической схемы предложения и его "прочтение".

2.Один и тот же языковый факт не должен обозначаться по-разному. Не оправдано, когда зависимость простых предложений в структуре сложноподчиненного предложения показывается разными видами скобок - квадратными и простыми, если это главное и придаточное предложения, и стрелками, если придаточные предложения находятся в последовательном подчинении.

3. Графические обозначения не должны совпадать с графическими средствами, используемыми при оформлении письменной речи. Например, скобки- пунктуационный знак, которым выделяется вставочное предложение. Едва ли он пригоден как графическое изображение простого предложения, если мы в графических схемах показываем и знаки препинания между частями сложного предложения.

4. Условные обозначения должны быть такими, чтобы ими можно было показать любую структуру, элементы которой они обозначают.

5. Графические изображения по внешнему виду не должны быть сходными с другими графическими изображениями. Так буквой О нередко обозначают обращение, кругом (О) - однородные члены предложения. Графические обозначения сходны, и при несколько небрежном выполнении названных обозначений при членении графических схем, может быть смещение грамматических фактов.

6. Графические обозначения должны быть сведены к минимуму. Например распространённое определение, стоящее после определяемого слова, обособляется независимо от того, стоит оно в конце или в середине предложения, поэтому в графической схеме, отражающей этот факт, нет необходимости показывать особым знаком, продолжается предложение после обособленного оборота или не продолжается.

7. Графические обозначения должны быть простыми в техническом исполнении.

8. Графические обозначения должны быть едины для всех ступеней обучения. При их использовании следует строго соблюдать принцип приемственности в обучении.

- Укажите виды упражнений с использованием графических изображений значимых частей слова.

- Просмотрите школьные учебники. Выясните, в каких видах работ по русскому языку используются условные обозначения членов предложений.

- По данным графическим схемам прочитайте правила постановки запятой между однородными членами. Подберите примеры для их иллюстрации.

- Составьте графические схемы предложений.

- Прочитайте правила постановки знаков препинание в предложениях с прямой речью. Проиллюстрируйте их графическими схемами.

- С использованием графических схем возможны разнообразные упражнения: сопоставление грамматической единицы (слова, словосочетания, предложения) и графические схемы к ней; сопоставление графической схемы слова, словосочетания, предложения или, наоборот, составление по графической схеме слова, словосочетания, предложения; чтение графических схем и др. Приведите примеры использования графических схем при изучении русского языка.

Вопросы для повторения.

1. Назовите наглядные пособия, используемые на уроках русского языка.

2. Каким дидактическим требованиям должны удовлетворять таблицы по русскому языку?

3. Чем отличаются таблицы по русскому языку от таблиц, например по ботанике?

4. Назовите основания, по которым классифицируются таблицы по русскому языку.

5. Назовите виды таблиц по содержанию.

6. Назовите виды таблиц по их назначению.

7. Назовите виды справочных таблиц.

8. Назовите виды таблиц по способу их выполнения.

9. Приведите примеры таблиц, в которые при их использовании на уроках вносятся изменения. Как называют такие таблицы?

10. Укажите место таблиц в учебном процессе.

11. Назовите требования, которые предъявляются к записям на доске.

12. Назовите ТСО, используемые на уроках русского языка. 

________________________________________________________________________

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Dgordg2000 (22.11.2010)
Просмотров: 3813 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2025