Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Профессиональная речь, это, прежде всего, коммуникация, осуществляемая с помощью специальных профессионально маркированных (отмеченных) средств языка. В основе же всех определений лежат следующие компоненты, которые характеризуют профессиональную речь: - установка на специфическое, специализированное общение; - ориентация на процесс непосредственной коммуникации; - связь профессиональной речи с языковой системой; - обязательное соответствие профессиональных высказываний различным стилям и жанрам речи. Среди немногих профессий, где слово представляет собой единственное и действенное средство профессиональной самореализации, является профессия педагога. Именно профессия учителя ориентирована на овладение речью во всей её полноте и значимости. Являясь средством передачи информации, профессиональная речь педагога в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Главное в речи педагога - качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Основными направлениями, характеризующими профессиональное качество речи педагога и воспитателя, являются обучающая и воспитывающая направленность речи, особый подход к отбору информации, качественная и стилистическая обработка материала. Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты: - культура мыслительная; - культура этическая; - культура деятельности; - культура нравственная; - культура эмоциональная; - культура речевая; - культура коммуникативная. Профессиональная культура личности, помимо вышеназванных компонентов содержит: - дар живописного изложения; - умение мыслить самостоятельно; - наличие глубокой эрудиции; - осознание профессиональной этики; - знание методов, форм и средств воздействия; - высокую коммуникативную культуру; - свободное владение речью. Речь педагога существует не сама по себе, она отражение внутреннего мира интеллектуального и духовного развития его личности. Настоящий учитель должен быть личностью. Речь педагога - важная часть профессиональной культуры, которая в свою очередь является общечеловеческой культурой. Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. Живое общение учителя и учеников поможет выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит. Это ли не цель любого обучения - совместными усилиями познавать мир.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
|