Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изученное явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития. Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1884 году книги Ф.И.Буслаева - выдающегося лингвиста, историка, педагога - "О преподавании отечественного языка", создал эту методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора, учил брать язык как единое, вне разрывной связи всех е1 элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии, рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения: изложение, сочинение, переписку, переводы, деловое письмо. Неимоверно велик вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского (1824-1870). Основные его труды адресованы начальной школе: он создал учебники "Детский мир" и "Родное слово" К.Д.Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений в тексте "Сказки о рыбаке и рыбки" А.С.Пушкина и выявлении их функций. Речь учащегося, по К.Д.Ушинскому, должна развиваться на лучших образцах народного языка, её правильность обеспечивается грамматикой. Он предложил систему изложений и сочинений, которую высоко ценил. Считал, что все упражнения по русскому языку должны быть разнообразны и взаимосвязаны. А.Д.Алферов (1862-1919) в своём обобщающем труду "Родной язык в средней школе. Опыт методики" (1911) рекомендовал в методике орфографии пользоваться упражнениями, опирающимися на слух, зрение и осязание. Цель преподавания языка определял как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нём. Разрабатывал методику и рекомендации по внеклассной работе. В объяснительной записке "Программы и методические записки Единой трудовой школы" (1927 г.) читаем: "Разнообразные формы работы над языком, отнюдь не должны заслонять основной цели в работе над родной речью, приобретения твёрдых навыков грамотности в школе-семилетке. Там, где уровень грамотности очень низок, придётся на первых порах воздержаться от сложных и больших заданий, чтобы дать время укрепить навыки"... Однако коренного улучшения в знаниях не произошло, так как фактически систематического изучения предмета не было из-за комплексного характера учебного процесса и из-за бригадной организации обучения. Роль внеклассных занятий возрастает в условиях реформы школы, развитии инициативы учащихся; навыки и потребности самообразования особенно важны для единой системы непрерывного образования, которая разрабатывается в настоящее время.
------------------------------------------------------------------------------------
|