1. Метод монологического высказывания на лингвистическую тему: - По карточке с конфликтным языковым материалом; - По плану учителя; - По плану, предварительно составленному дома или на доске; - По карточке с примерами, подготовленными дома; - По плану языкового анализа (фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного, стилистического); - По опорной таблице или схеме; - Под контролем рецензента (одного из учеников класса). 2. Метод постановки вопросов: - Фронтальный опрос (задавание вопросов учителем или учеником всему классу); - Взаимоопрос (двое учашихся у доски или на месте в парах); - Задавание вопросов по цепочке; - Лотерейный опрос (выбор вопросов осуществляется по билетам); - Экспресс-опрос (то же, что и фронтальный опрос, производится в быстром темпе, вопросы в случае затруднений учащихся с ответом, не уточняются, а переадресуются другим ученикам класса); - Компьютерный опрос; - "Парадоксальный" опрос (предполагает односложный ответ на вопрос, в основе которого лежит противоречие общему правилу. Например: Можно ли утверждать, что запятая между простыми предложениями в составе сложного не ставится?); 3. Методы формирования умений.
Вторую группу практических методов обучения, в методике преподавания русского языка принято классифицировать на основе типов и видов умений. В данной классификации практические методы обучения (часто их называют упражнениями) располагаются в той последовательности, в какой формируются виды умений определённого типа. Если процесс формирования умений учебно-языкового типа начинается с умения опознать изучаемое языковое явление по его характерным признакам, то первым в цепочке методов формирования умений должен быть опознавательный метод. Таким образом, последовательность расположения практических методов обучения задаётся иерархической зависимостью видов умений учебно-языкового, правописного или речевого типов.
Каждый метод формирования умений реализуется на уроке через разнообразные задания. Учитель должен уметь распознать в каждом задании к упражнению практический метод обучения и на этой основе определить вид и тип умения, для формирования которого он предназначен. -----------------------------------------------------------------------------------------------------
|