Тема. Семейно - обрядовый фольклор. Упражнения в подборе и чтении произведений свадебного обряда. Цель: уточнить понятие о семейно-обрядовом фольклоре; учить читать и давать тематическую и художественную оценку жанрам свадебного обряда; определить нравственные идеалы, эстетические ценности народа в произведениях. I. Вопросы для обсуждения. 1.Какие семейные обряды вы знаете?
2. Что мы относим к свадебно-обрядовой поэзии? 3. Какое место и почему занимал свадебный обряд в жизни людей? 4. Какие жанры свадебного обряда вы знаете? Почему можно говорить о многообразии жанров. 5. Расскажите, как складывался свадебный обряд? II. Работа по сборникам произведений фольклора и обрядовой поэзии. Задание (5-7 минут). Найдите примеры разных жанров семейно-обрядового фольклора, подготовьте выразительное чтение, дайте художественно-изобразительную оценку (свадебным песням, свадебным плачам, приговорам, причитаниям, шуточным речеговоркам, величальным песням, свадебным частушкам и т. д.). Проверка задания. III. Чтение и коллективный анализ произведения свадебного обряда (жанровые особенности). Раструбилась трубонька рано на заре,
Расплакалась девушка по русой косе; -Сегодня мою косоньку подружки плетут, А завтра мою косоньку сваха расплетёт, Разделят мою косоньку на две косы, Обвертят мою косоньку вокруг головы, Наденут на головушку бабью красу, Красуйся-ко, подруженька, отныне до веку. IV. Самостоятельная работа: Письменный анализ произведения свадебного обряда и чтение. Конкурс на лучшего чтеца; лучший анализ произведения. Виноград расцветает, а ягода поспевает: Виноград - Сергей-сударь, ягода-то - Верушка; Им люди дивилися, что хороши уродилися: -Ой, хорош Сергей-сударь, ой, хорош Петрович, Хороша да Верушка, хороша Григорьевна. V. Итог. Домашнее задание. Сделать подборку примеров свадебного фольклора в справочной тетради.
Литература. 1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. 2004 г. с. 163-204. 2. Русский фольклор. М. "Художественная литература", 1985 г.
|