Тема. История в поэтических и прозаических произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Цель: определение круга детского чтения произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова на историческую тему, знакомство с произведениями, упражнения в анализе и оценке их. I. Вступительная беседа. 1. Что мы понимаем под исторической темой в литературе?
2. С какой целью создаются исторические произведения? 3. Какое место занимают произведения по истории в жизни читателя-ребёнка? 4. Какие произведения на историческую тему вы читали? Дайте отзыв на них. II. История в поэтических и прозаических произведениях Пушкина и Лермонтова. 1. Почему и к каким историческим событиям обратились эти авторы?
2. Какие произведения вошли в круг чтения? 3. О чём хотели рассказать эти замечательные авторы нам, к чему привлечь внимание? 4. Какие духовные идеалы провозглашают и нравственные уроки дают? III. А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Чтение и анализ. 1. Почему так называется произведение? Как понимаете жанр песни?
2. Что стало исторической основой песни? 3. О чём эта песня? Что и как воспевает поэт? 4. Дайте оценку художественным средствам произведения. В чём вы видите мастерство великого поэта? IV. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино". 1. Какие исторические события положены в основу стихотворения? 2. Как удалось поэту передать героическое сражение и поведение русских солдат. В чём проявилось мастерство поэта? 3. Какова идея этого стихотворения? 4. Почему это стихотворение должно войти в круг чтения каждого ребёнка? V. Место исторических произведений Пушкина и Лермонтова в школьной программе. 1. Какие произведения и в каком классе читают?
2. Чем руководствовались авторы программ и учебников, включая эти произведения для изучения на уроках литературы в школе? -----------------------------------------------------------------------------------------------------
|