Тема. Частушки. сочинение частушек. Цель: определение особенностей жанра частушки, упражнения в чтении, сочинение частушек на разные темы. I. Подготовительная работа. Цель урока. 1. К какому жанру народного творчества вы отнесёте пример? Сшила платье из капусты, Огурцом отделала, Рассердилась - платье съела, Что же я наделала? 2. Приходилось ли вам слушать частушки? Где? Когда? 3. Знаете ли вы какие-либо частушки? 4. Чем объяснить любовь и интерес к частушкам со стороны взрослых и детей? II. Жанровые особенности частушек. Анализ частушек. 1. Почему частушки имеют такие разные названия, как вы это понимаете? - частушки, пригудки, матяня, страданья, рязаночка, Семёновна, елецкого, приговорки, небылицы, нескладушки и т. д. 2. Как вы их угадываете? 3. Дайте определение частушки. Назовите основные её признаки. 4. Приведите примеры частушек на разные темы. Какими вы видите в них исполнителя и слушателей? 5. Докажите, что частушка ценит остроумие, выразительность слова. III. Частушки в жизни детей. 1. Чем частушка близка детям? Почему она получила равпространение в детской среде? 2. Приведите примеры школьных частушек, близким к прибауткам, считалкам, перевёртышам. 3. Индивидуальное домашнее задание. Сообщение. Место частушек в учебно- воспитательной работе с детьми. 4. Практические задания. Написать частушку по данному началу: На уроке я сижу, учителя не слушаю ... Частушки нескладушки: 1 вариант - начало, 2 вариант - заканчивает. Сочинение частушек по выбранным темам (свободный выбор), чтение и обсуждение. IV. Итог. Домашняя работа: сочинить по пять частушек. Литература. 1. Русский фольклор. М., Художественная литература, 1985 г. 2. Сборники частушек. 3. Квятковский А. П. Ритмология народной частушки. ---------------------------------------------------------------------------------------------------
|