I. Методы формирования орфографической и пунктуационной зоркости: 1. Нахождение орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков (требует орфографически/пунктуационно не деформированного конфликтного материала:
- подчеркните в данных словах все орфограммы; в данном тексте все пунктуационно-смысловые отрезки предложений; - укажите фонетические признаки орфограмм: земля, шепот, горячо, красит; - выпишите (прочитайте) слова на изученный сегодня вид буквенных (небуквенных) орфограмм; предложения с изученным пунктуационно-смысловым отрезком;
- подчеркните смысловые отрезки предложения, которые по форме похожи на выделяемые знаками, но которые выделять не нужно: Все стояли молча, опустив головы. Поезд шёл, не останавливаясь. Вся команда чинила паруса не покладая рук. Это я могу утверждать положа руку на сердце. Мальчик слушал сказку разинув рот. 2. Подбор примеров. - приведите примеры слов на изученную орфограмму; - приведите примеры предложений с рассмотренным пунктуационно-смысловым отрезком. 3. Диктант ,,Проверяю себя" (обучающий, контрольный). II. Методы формирования умений обосновывать условия выбора орфограмм и знаков препинания: 1. Орфографическое/пунктуационное чтение:
- прочитайте условия выбора орфограмм по их графическому обозначению: в здании (на -ие, П.П.), читаешь (1 спр), сонный (сон). - обоснуйте постановку запятых в данных предложениях по графическим обозначением условий их выбора. 2. Орфогрвфический/пунктуационный разбор (на недеформированном и деформированном материале): - обоснуйте, объясните, обозначьте условия выбора орфограмм, знаков препинания. 3. Диктант. - предупредительный (объясните условия выборо орфограмм в окончаниях диктуемых слов, затем запишите эти слова); - объяснительный (запишите предложения, расставляя знаки препинания, объясните условия их постановки); - распределительный (распределите диктуемые имена прилагательные по месту нахождения их орфограмм). - выборочно-распределительный (найдите в диктуемом тексте слова с орфограммами дефисного типа, распределите их по видам орфограмм). 4. Группировка по орфографическим/пунктуационным признакам: - сгруппируйте записанные на доске слова по видам орфограмм (месту нахождения, условиям выбора). 5. Послоговое орфографическое проговаривание (используется для обучения непроверяемым написаниям. III. Методы формирования умения правильно писать слова и ставить знаки препинания: 1. Списывание.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. 2. Диктант. - зрительный (прочитайте первое предложение текста, записанного на доске, запомните его, запишите по памяти); - самодиктант (запишите по памяти выученный дома отрывок, соблюдая его орфографию и пунктуацию); - с изменением форм слов (запишите диктуемые имена существительные, употребив их в форме предложного падежа, подчеркните орфограммы в окончаниях; поставьте диктуемые глаголы в форму изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3-его лица, подчеркните орфограммы в окончании глаголов); - с заменами; - с перестановками; - на расширение/сужение текста; - свободный; - восстановленный; - с продолжением. 3. Конструирование словосочетаний, предложений: - составьте предложение с прямой речью перед словами автора; - составьте словосочетания, в которых главные слова будут содержать орфограмму изученного вида. 4. Изложение. 5. Сочинение. Примечание: последние семь видов диктанта, а также методы конструирования, изложения, сочинения не являются собственно правописными методами, так как используются для формирования умений других типов. IV. Методы формирования умений видеть орфографические и пунктуационные ошибки и исправлять их. 1. Орфографическая и пунктуационная правка (используется с учётом способов фиксации ошибок):
- найдите подчёркнутые орфографические и пунктуационные ошибки, исправьте их; - найдите в указанных строках ошибки, исправьте их; - обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность правописания. ----------------------------------------------------------------------------------------------------
|