Задания для обдумывания.
1. По характеру деятельности учащихся в процессе усвоения материала современной дидактики выделяется пять методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептурный;
- репродуктивный;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый, или эвристический;
- исследовательский.
Какие из этих методов наиболее часто используются на уроках русского языка?
2. Определите место объяснительно-иллюстративного метода в занятиях по русскому языку, его обучающие возможности. Укажите пути повышения обучающих и развивающих возможностей этого метода.
Сопоставьте объяснительно-иллюстративный метод обучения и частично-поисковый, отметьте достоинства того и другого метода.
3. Укажите место репродуктивного метода в занятиях по русскому языку, охарактеризуйте его обучаюшие возможности. Прочитайте разделы учебника "Имя существительное" (V кл.), "Наречие" (VII кл.), "Однородные члены предложения" (VIII кл.) и определите, какие упражнения носят репродуктивный характер (выполняются учащимися по образцу), какие продуктивный характер; их выполнение связано с решением задач поискового содержания (умения сопоставлять изучаемые явления, применять знания в новых ситуациях, обобщать и систематизировать языковые факты).
4. Какой метод - объяснительно-иллюстрационный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или исследовательский - более оправдан при объяснении материала по темам:
- двойная роль букв е, ё, ю, я (V кл.);
- понятие о местоимении как части речи (VI кл.);
- правописание союзов также, тоже (VII кл.);
- понятие о вводных словах (VIII кл.)
5. Метод реализуется с помощью разных приёмов. Проследите использования метода наглядности при изучении разных разделов русского языка.
- рассмотрите рисунки в учебнике для V-VI кл. и объясните, с какой целью используется рисунок, во всех ли случаях можно оправдать использование рисунков при объяснении нового материала, при выполнении упражнений;
- рассмотрите таблицы в учебнике для V-VI кл., выясните различия таблиц по назначению, по использованию их в учебном процессе;
- проследите использование графических схем при изучении разных разделов русского языка, выясните роль графических схем в усвоении материала.
Вопросы для повторения.
1. Назовите основания, по которым классифицируются методы обучения.
2. Назовите методы обучения по источнику получения знаний.
3. Расскажите о роли и месте слова учителя на уроках русского языка.
4. Укажите отличие беседы от слова учителя как способа объяснения нового материала. Обратите внимание на возможности их использования, а также активацию познавательной деятельности учащихся.
5. Назовите методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников при изучении русского языка.
6. Назовите виды анализа языка как метода обучению русскому языку.
________________________________________________________________________
|