I. Некоммуникативные (произносительные, лексические, формообразующие, синтаксические, речеведческие). 1. Имитация или подражание:
- повторяйте вслед за мной следующие слова: конечно, яичница, скворечник. 2. Преобразование языкового явления. - образуйте форму а) род. пад. мн. ч. существительных сапог, чулок, грабли, и т. п.; б) сравнительной степени прилагательных мелкий, красивый, горький; в) повелительного наклонения глаголов положить, лечь и т. п. 3. Конструирование слов и предложений: - составьте три предложения с деепричастным оборотом, соблюдая нормы его употребления в речи. 4. Переконструирование предложений (перестановка, замена): - поменяйте местами определения и определяемые слова. Как изменилось содержание предложений? - замените составные глагольные сказуемые простыми глагольными. Как это отразилось на стилистической окраске предложений? 5. Диктант: - с заменами; - с престановками. 6. Подбор синонимов: - подберите синонимы к качественным именам прилагательным. 7. Тематическая группировка слов: - подберите подходящее по смыслу слово и вставьте его в предложение. II. Коммуникативные: 1. Аналитические наблюдения над готовым текстом:
- прочтите текст, определите его тему и основную мысль; - является ли данная группа предложений текстом? - озаглавьте текст; - назовите, подчеркните, заштрихуйте слова, которые непосредственно связаны с темой текста; развивают основную мысль текста; - укажите, на какие композиционные части распадается текст? Какому типу текста соответствует такая композиция? - определите стиль текста; - выделите языковые средсва, которые позволили автору выразить отношение к герою через его портрет, и т. п.; - укажите глагольные формы, которые использует автор для называния действий. 2. Собирание материала к сочинению: - понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени: найдите стихи русских поэтов, воспевающих осень, распределите отрывки из стихов по отобранным объектам наблюдений; - законспектируйте основные идеи литературно-критической статьи. 3. Составление плана: - озаглавьте части текста вопросительными (повествовательными) предложениями; - составьте простой (сложный, тезисный) план сочинения. 4. Подбор языковых средств: - составьте цепочку глаголов и глагольных форм, которые будут в вашем сочинении называть действие. Какую ешё часть речи можно использовать для называния действий? - подберите имена прилагательные, которые помогут вам описать черты внешности вашей бабушки в художественном стиле. 5. Диктант: - свободный; - восстановленный; - с продолжением; - по аналогии; - "немой". 6. Изложение. 7. Сочинение. 8. Редактирование: - исправьте все речевые (языковые) ошибки, определяя их разновидность по условным обозначениям на полях; - устраните в своих сочинениях неоправданные повторы; - прочитайте отрывок из сочинения ученика (основную часть). Проследите, развивается ли в основной части мысль, выраженная в зачине; - сочините начало текста, соответствующее содержанию основной части. -----------------------------------------------------------------------------------------------------
|