Пятница, 04.10.2024, 06:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Русский язык и литература.

//jirnovea.ucoz.ru/panel/?a=load //jirnovea.ucoz.ru/panel/?a=publ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методы формирования речевых умений. Преподаватель Жирнова Т. А.
[ Скачать с сервера (20.9 Kb) ] 15.11.2010, 12:25


I. Некоммуникативные (произносительные, лексические, формообразующие, синтаксические, речеведческие).

1. Имитация или подражание:

- повторяйте вслед за мной следующие слова: конечно, яичница, скворечник.

2. Преобразование языкового явления.

- образуйте  форму  а) род. пад. мн. ч.  существительных сапог, чулок, грабли, и т. п.; б) сравнительной степени прилагательных мелкий, красивый, горький;                       в) повелительного наклонения глаголов положить, лечь и т. п.

3. Конструирование слов и предложений:

- составьте три предложения с деепричастным оборотом, соблюдая нормы его употребления в речи.

4. Переконструирование предложений (перестановка, замена):

- поменяйте местами определения и определяемые слова. Как изменилось содержание предложений?

- замените составные глагольные сказуемые простыми глагольными. Как это отразилось на стилистической окраске предложений?

5. Диктант:

- с заменами;

- с престановками.

6. Подбор синонимов:

- подберите синонимы к качественным именам прилагательным.

7. Тематическая группировка слов:

- подберите подходящее по смыслу слово и вставьте его в предложение.

II. Коммуникативные:

1. Аналитические наблюдения над готовым текстом:

- прочтите текст, определите его тему и основную мысль;

- является ли данная группа предложений текстом?

- озаглавьте текст;

- назовите, подчеркните, заштрихуйте слова, которые непосредственно связаны с темой текста; развивают основную мысль текста;

- укажите, на какие композиционные части распадается текст? Какому типу текста соответствует такая композиция?

- определите стиль текста;

- выделите языковые средсва, которые позволили автору выразить отношение к герою через его портрет, и т. п.;

- укажите глагольные формы, которые использует автор для называния действий.

2. Собирание материала к сочинению:

- понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени: найдите стихи русских поэтов, воспевающих осень, распределите отрывки из стихов по отобранным объектам наблюдений;

- законспектируйте основные идеи литературно-критической статьи.

3. Составление плана:

- озаглавьте части текста вопросительными (повествовательными) предложениями;

- составьте простой (сложный, тезисный) план сочинения.

4. Подбор языковых средств:

- составьте цепочку глаголов и глагольных форм, которые будут в вашем сочинении называть действие. Какую ешё часть речи можно использовать для называния действий?

- подберите имена прилагательные, которые помогут вам описать черты внешности вашей бабушки в художественном стиле.

5. Диктант:

- свободный;

- восстановленный;

- с продолжением;

- по аналогии;

- "немой".

6. Изложение.

7. Сочинение.

8. Редактирование:

- исправьте все речевые (языковые) ошибки, определяя их разновидность по условным обозначениям на полях;

- устраните в своих сочинениях неоправданные повторы;

- прочитайте отрывок из сочинения ученика (основную часть). Проследите, развивается ли в основной части мысль, выраженная в зачине;

- сочините начало текста, соответствующее содержанию основной части.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------



Категория: Мои файлы | Добавил: Dgordg2000
Просмотров: 566 | Загрузок: 72 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

Copyright MyCorp © 2024