Пятница, 04.10.2024, 04:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Русский язык и литература.

//jirnovea.ucoz.ru/panel/?a=load //jirnovea.ucoz.ru/panel/?a=publ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методика орфографии.
[ Скачать с сервера (23.9 Kb) ] 25.11.2010, 12:24


Методические задачи.

1. Основным принципом обучения орфографии является принцип сознательности, основываюшийся на связи обучения орфографии с грамматикой. Докажите это положение.

2. При изучении орфографии нередко приходится выяснять лексические значения слов или его значимых частей, например при подборе родственных слов в качестве проверочных. Ошибочное сближение слов по смыслу может привести к ошибкам (дАлина- даль). Прочитайте слова и выясните, что может быть причиной подобных ошибок.

3. Объясните трудности в написании данных слов. Как предупредить эти трудности?

- УмОлять и умАлять, веЗти и веСти, прЯдет и прИдёт, обЕжать и обИжать, мЕла и мИла, отвАрить и отвОрить, прожИвать и прожЕвать;

- Послать и посТлать, косный и косТный.

4. Прочитайте наименование орфограммы и укажите, какому наименованию вы отдадите предпочтение, чем вас не удовлетворяют отвергнутые наименования.

- "Безударные проверяемые гласные в корне", "Безударные гласные в корне", "Безударные гласные".

- "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова". "Правописание согласных в корне слова". "Правописание сомнительных согласных".   Полагать - положить, сбирать - соберу, межой - лужей, полоскать - поласкать, развивать - развевать, синей лентой - синею лентою. Успевает по ботанике и географии; написала письмо брату и сестре.

5. В школьном учебнике рекомендуется в сочетании  жи, ши писать букву и. Ученики допускают ошибки в написании слов ожерелье, шерстяной, по крыше. Как определить ошибочные переносы правила? (После шипящих ж и ш под ударением пишется и, а без ударения возможны и другие гласные кроме ы. Например жил, ширь, но: жестяной, жарковато).

6. Орфографический навык определяется как автоматизированное письмо. При изучении всех ли орфограмм можно достичь одинаковой автоматизированности письма? Отвечая на этот вопрос, сопоставьте трудности фомирования орфографических навыков при работе над словами стена, потолок, полагать, стучаться, стучатся, также и так же. Назовите другие орфограммы, написание которых имеет грамматическую основу.

7. После того как сделано орфографическое обобщение, оформленное в виде правила, важно научить школьников видеть орфограмму, её опознавательные признаки. Прочитайте слова шёпот, гора, вестник, сделка и укажите опознавательные признаки орфограмм. Назовите упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости.

8. Одним из принципов в обучении орфографии является связь формирования орфографических навыков с работой по развитию речи. Мотивируйте необходимость для фомирования орфографических навыков введение упражнений по работе над связной речью.

9. Ученик,  объясняя  написание глагола  советовал, сказал: "Надо писать суффикс -ова-:советую". Далее последовал такой диалог: Учитель: "Дай полный ответ". Ученик: "Если в настоящем и будущем времени глагол оканчивается -ую (юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ова- (-ева-) Учитель: "Вот так всегда надо отвечать". Можно ли одобрить действие учителя? Если нет, то почему?

10. Определяя виды упрежнений, сначала выясните особенности орфограммы, затем психофизиологические факторы, на которые следует опереться, изучая её, и, учитывая стадию обучения, выберите упражнение, виды работы по орфографии. Определите виды упражнений для закрепления следующих орфограмм: а) традиционные  написания  (вокзал,  цистерна,  вагон); б) правописание  приставок пре- и при-; в) правоисание глаголов на -ться и -тся.

11. Назовите виды списывания как упражнения по орфографии. При изучении каких орфограмм можно рекомендовать списывание без изменения текста? На какой стадии работы над орфограммой можно использовать списывание со вставкой пропущенных букв?

12.Назовите виды орфографического разбора по охвату анализируемых орфограмм. Будет ли меняться по содержанию (объёму) полный орфографический разбор от класса к классу? Чем будет определяться объём и содержание такого разбора?

13. Перечислите основания, по которым классифицируются виды диктантов. Назовите виды диктантов с учётом их классификации.

14. Укажите виды комментированного диктанта по способу комментирования и характеру организации проведения этой работы комментатора. Учителя этот вид работы проводят по-разному: а) ученик пишет и походу письма вслух объясняет, как надо писать; б) комментатор сам не пишет, он стоит перед классом и свои пояснения старается совместить с письмом учащихся. Какому варианту вы отдадите предпочтение и почему?

15. Начинающий учитель провёл свободный диктант с учащимися V класса. Школьники записали этот текст почти без изменений. Получился не свободный, а обыкновенный диктант. В чём было ошибка молодого учителя?

16. Определите, какие ошибки относятся к орфографическим, какие к грамматическим: а) Моего фамилия в списках не было; б) ЧОрное кофе мне запрещено пить; в) Новая книга пЕсателя вызвала большие интересы; г) Остров - это участок суши, не кОсающийся с материком;  д) Юноша, уверенный в свою правоту, горИчо продолжал спор.

Вопросы  для  повторения.

1. Назовите основные принципы обучения орфографии. Докажите, что принцип сознательности является основным принципом обучения орфографии.

2. Проследите путь от правила к навыку. Укажите этапы и условия формирования орфографического навыка письменных работ над связной речью.

3. Что такое орфографический навык? назовите орфограммы, при написании которых не может быть письма без раздумий.

4. Назовите виды упражнений по орфографии.

5. Охарактеризуйте орфографический разбор как вид упражнений по орфографии. Укажите его виды.

6. Укажите особенности диктанта как вида упражнений по орфографии.

7. Укажите значение контрольного диктанта как упражнения по орфографии. Опишите методику его провдения.

8. Сопоставьте предупредительный, комментируемый и объяснительный диктанты. Что даёт основание для такого сопоставления? Укажите отличия в их проведении.

9. Охарактеризуйте возможности выборочного диктанта как упражнения по орфографии.

10. Какой диктант называется творческим? Укажите его основные виды.

11. Сопоставьте творческий диктант и диктант с продолжением. Выясните их обучаюшие возможности.

12. Свободный диктант сопоставьте с обычным диктантом. Укажите общее между ними и отличия этих работ. Назовите требования к подбору текстов для свободного диктанта. Опишите методику его проведения.

13. Какой "диктант" называют немым? Почему в этом наименовании слово диктант берётся в кавычки? Укажите обучающие возможности этого вида работ, а также возможности его использования как упражнения по орфографии.

14. Кратко сформулируйте положение, которым определяется система упражнений по орфографии.

15. Как отличить орфографические ошибки от ошибок морфологических?

16. Назовите основные причины орфографических ошибок.

----------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Категория: Мои файлы | Добавил: Dgordg2000
Просмотров: 1720 | Загрузок: 244 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

Copyright MyCorp © 2024