Тема. Формулы речевого этикета. Использование в практике речевого обучения.
Цель: Уточнение основных понятий речевого этикета; упражнения в использовании формул речевого этикета в практике общения.
I. Актуализация знаний.
1. Что такое речевой этикет?
2. Каковы факторы определяющие формирование речевого этикета и его использование? 3. Почему мы говорим, что речевой этикет имеет национальную специфику? 4. На какие группы делятся формулы речевого этикета? 5. как обращались и обращаются друг к другу люди в России? Почему проблема общения остро стоит в наши дни?
II. Задания для студентов.
1. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, директора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соседи, учителя, знакомые.
2. Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.
3. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую? Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!; Здравствуй, Толик!; Здрасьте!; Здорово!; Добрый день!; Привет; Приветик; Приветствую вас!; Рад вас приветствовать!; Разрешите приветствовать вас; Какая радость!; Какая встреча!; Ну и встреча!; Кого я вижу!; Ба! Кого я вижу!; Какая неожиданность!; Ты ли это!
4. Уместно ли употребление этикетных формул в приведённых ниже примерах! Какой эффект может вызвать использование моделей речевого этикета: а) если оно стилистически немотивировано; б) если оно обусловлено определённой стилистической задачей? Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!
5. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении и разборе выполненного задания обратить внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
- Вы - студент первого курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.
- Вы - председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришёл: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.
- Вы работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить: а) ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике; б) учёного из университета выступить на научно-практической конференции; в) преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации; г) руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.
- Вы - руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3-4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.
6. Какие формы речевого этикета вы используете, если вам придётся обратиться: - К пожилому человеку, чтобы узнать, который час. - К милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку. - К секретарю в приёмной, чтобы узнать, когда начнётся совещание у начальника. - К руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению. - К приятелю, чтобы попросить у него учебник. - К преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
|